alert medal calendar facebook glasses instagram mail notes2 odnolassniki rss structure twitter vk
Другие порталы
4 октября
2017
10:49
352

Даты проведения выставки:5 октября – 5 декабря 2017 года.

Место проведения:Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».

Адрес: г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1.

Аккредитация для СМИ: 8-926-081-31-81, pressamarina@yandex.ru.

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» представляет выставку «Искусство агитации», которая будет проходить в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим».

Масштабная экспозиция, подготовленная к 100-летию Октябрьской революции, охватывает период с 1917 по 1950-е годы и знакомит публику с советским агитационным искусством, воплотившим самые смелые идеи эпохи и отразившим разные этапы истории страны. Выставка представляет плакатную графику 1918-1920-х годов и предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», а также живопись, карикатуру и плакат 1930-х – 1950-х годов из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

Агитмассовые формы искусства стали важнейшим инструментом в коммунистической программе по развертыванию «культурной революции в отсталой стране». Превращение аграрного государства в мощную индустриальную державу требовало от ее граждан предельного напряжения всех жизненных сил в этих условиях человек находил поддержку в искусстве, изображавшем идеал жизни в светлом социалистическом будущем.

Искусство должно было быть не только мощным по воздействию, но максимально приближенным к реальности, убедительным в реалистичности характеров, героев и ситуаций этим требованиям полностью отвечал социалистический реализм, на долгие десятилетия ставший ведущим художественным принципом в изобразительном искусстве.

Тридцатые годы были временем, когда соцреализм переживал свой триумф: яркое динамичное искусство несло мощный оптимистический заряд. Первая часть экспозиции знакомит зрителя с работами официальных живописцев советского времени любимого художника Сталина А.М. Герасимова, Ф.А. Модорова и других, прославлявших труд рабочих в индустриальных сюжетах. А также менее известных, но по-своему интересных живописцев и графиков, многие из которых состояли в Ассоциации революционных художников России, ученика Кандинского В.И. Люшина, А.И. Кацеблина, А.А. Вольтера, Н.С. Шнейдера, К.А. Вялова, Е.С. Зерновой, В.Н. Дени, Н.А. Долгорукова, В.С. Иванова.

Экспонаты выставки – яркие документы эпохи, многие из которых не знакомы широкой публике, отражают прошлое страны, присущий социализму пафос достижений, энтузиазм и свойственные ему заблуждения. Многие из представленных работ были написаны специально для легендарной выставки «Индустрия социализма» (1939 г.), экспонаты которой впоследствии частично оказались утрачены или рассеяны по московским и провинциальным музеям, частично осели в специально для этого созданном Загорском архиве художественных произведений, где многие годы хранились в условиях, далеких от музейных. Усилия реставраторов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» постепенно возвращают их к жизни. Многие из них неоднократно выставлялись на российских и зарубежных выставках, но некоторые экспонируются впервые.

Вторая часть выставки представляет искусство плаката и карикатуры. Конструктивистский плакат начала 1930-х годов известен достаточно широко, поэтому организаторы задались целью познакомить зрителя с другим направлением, по задачам и изобразительности близким к направлению соцреализма.

В стране, где к началу 1930-х гг. значительная часть населения все еще оставалась неграмотной, этим жанрам суждено было стать важнейшим средством пропаганды сообщения с ярким и понятным визуальным посылом с легкостью доносили любые социальные и политические установки правящей партии. Плакаты изображали картины идеального общества, вписывая каждого смотрящего в его ряды. Сатирический плакат и карикатура обличали врагов нового строя, а также указывали на недостатки советского человека, с которыми следовало бороться.

Именно в жанре сатирического плаката и карикатуры созданы самые яркие работы знаменитых Кукрыниксов содружества карикатуристов М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова. В карикатуре «Леди и джентельмены», в гротескной форме изображающей Европу накануне Второй мировой войны, старушка-Европа заигрывает с немецкими и японскими милитаристами, в то время как у нее крадут из коляски ребенка мир. Бесперебойную работу советской идеологической машины демонстрирует плакат В. Корецкого «У них и у нас», выпущенный в 1941 г. буквально накануне нападения Германии на Советский Союз. На нем счастливая мирная жизнь советских людей противопоставлена охваченной огнем войны Европе.

Представленные на выставке плакаты иллюстрируют несколько периодов советской истории: мирную жизнь до 1941 года, нарастание военной угрозы и подготовку к войне, тяжелые военные годы.

Ярким примером изображения мирной жизни с ее пятилетками, коллективизацией и индустриализацией, становится плакат П. Караченцева «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Здесь же можно увидеть другие плакаты автора, пропагандирующие спорт, заботу о детстве и материнстве, по-новому раскрывающие образ счастливого советского человека.

Военная угроза, все более ощутимая уже с середины 1930-х гг., ставит перед плакатистами новую задачу: поднять боевой дух соотечественников, прославлять силу и мощь Красной армии. Тема подготовки к войне представлена плакатами В. Иванова «Слава героической Красной армии» и И. Янга «Фашисты готовят нападение».

Начало войны вызвало мощный всплеск пропаганды, характерно, что большая часть представленных на выставке плакатов создана в первый год и даже в первые дни войны. Прославление советских воинов, призывы разбить врага звучат в работах Р. Гершаника «Наше дело правое» и Ф. Бочкова «Лихо руби врага».

К работе в тылу на оборону и всесторонней помощи фронту призывают плакат Н. Денисова и Н. Ватолина «Больше хлеба для фронта и тыла», и Т. Еремина «На трактор девушки садятся». Благодаря Кукрыниксам бурно развиваются антифашистский сатирический плакат и карикатура: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Новая фашистская комедия в кукольном театре «Виши».

Для справки. Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» – крупнейший региональный музей, связанный с уникальным памятником подмосковной Палестины – Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем.

Предметы коллекции отражают историческое и культурное развитие Московского региона, одного из ключевых в России, начиная с его заселения и до наших дней. В музейное собрание также входят уникальные коллекции, имеющие непосредственное отношение к истории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и личности его основателя – Никона, шестого патриарха Московского и всея Руси.

«Новый Иерусалим» расположен в границах северо-западной окраины города Истра. С момента своего основания в 1920 году, находившийся в стенах Ново-Иерусалимского монастыря музей в 2013 году переехал в новое, построенное в непосредственной близости от монастыря здание на противоположном берегу Истры.